Уроки та методичні розробки

Методическая разработка  открытого урока по литературе на тему:

"Старик и море" –повесть -притча о человеке"

Методическая разработка  открытого урока по литературе на тему:

"Старик и море" –повесть -притча о человеке"



Цель урока: Усовершенствовать навыки понимания и анализа произведения, раскрыть проблемный характер        повести и её философско-символическое содержание.
Воспитывать духовно богатую личность, которая бы ощущала свою ответственность перед природой и собственной жизнью.
Оборудование: Портрет Э.Хемингуэя, иллюстрации, художественные тексты, логические(опорные)схемы-конспекты.
Развернутая структура урока

I. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, задач урока, в том числе и использование ЛСК.
Эрнест Хемингуэй –человек -легенда, его творчество -одна из наиболее интересных страниц американской литературы. Огромный реалистический талант Хемингуэя, гуманистическая направленность его произведений, самобытность   художественного стиля закрепили за писателем репутацию непревзойдённого американского прозаика ХХ столетия.
2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:
2.1.Что вы знаете о жизни и творчестве Э. Хемингуэя?


2.2. Какие периоды жизни и творчества писателя мы выделили?(При ответе использовать ЛСК)
Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя (1899-1961)

          «Я знаю лишь то, что видел» (Э. Хемингуэй)
                                                                                                                                                                                                                                                        
2.3. Каких героев изображал Э. Хемингуэй в своих произведениях?
Учитель. Собственный стиль Хемингуэя был своеобразным- Ёмким, свежим, мужественным, Соответствовал трагическому мироощущению людей послевоенного времени. Его герои- "герои Кодекса, соблюдают определённые правила поведения, которым никогда не изменяют. Больше всего они ценят личную независимость и свободу, идут навстречу опасности и не боятся смерти, защищают слабых, верны в дружбе и любви, никогда не жалуются на несправедливости судьбы и не ждут жалости от других; они настоящие мастера того дела, которое избрали в жизни.
2.4. Тестирование по содержанию повести "Старик и море" 


Тест для проверки знаний содержания повести
Э. Хемингуэя «Старик и море»

1.На берегу какой страны происходят события повести?
А. Австралии               Б. Кубы                        В. Америки

2. Кто себя называл необычным?
А. Молодой рыбак      Б. Мальчик                            В. Старик

3. Как звали мальчика?
А. Мартин          Б. Манолин                           В. Майня

4. В каком роде старик обращается к морю?
         А. Мужском                 Б. Женском                            В. Среднем

5. Сколько дней у старика не ловилась рыба?
         А. 84                   Б. 85                             В. 86

6. Название рыбы которую поймал старик?
         А. Рыба-меч                 Б. Рыба-молот             В. Рыба-пила

7. Какую рыбу ел старик в море, чтобы придать силу своей руке?
         А. Марлина                  Б. Макрель                            В. Тунца             Г. Летучую
                                                                                                            рыбу

8. Сколько дней старик боролся с рыбой?
         А. 1                     Б. 2                               В. 3

9. Что снилось старику в море?
         А. Львы               Б. Мальчик                            В. Рыба               Г. Морские
свиньи

10. Болельщиком какой игры был старик?
         А. Бейсбола                  Б. Баскетбола               В. Волейбола

11. Чего больше всего не хватало старику в море?
         А. Радио             Б. Присутствия мальчика     В. Газет

12. Что последним потерял старик в поединке с акулами?
         А. Румпель                   Б. Гарпун                     В. Нож                Г. Топор

13. Что помогло старику направить лодку домой?
         А. Огни маяка    Б. Огни города            В. Огни, которые разожгли на
                                                                                 берегу рыбаки
3.Работа над текстом повести .
Учитель: За свою повесть "Старик и море" Э.Хемингуэй получил Нобелевскую премию. Главным достижением этой повести критики назвали " эффект айсберга". Как мы знаем, что  почти весь айсберг находится под водой. и на поверхности мы видим от 1/3 до !/10 его части. В повести Хемингуэя многое остаётся в подтексте. Хемингуэй не обо всём, что знает, говорит читателю, и мы, благодаря ассоциативности мышления как бы домысливаем, достраиваем то, чего автор не высказал вслух.
Читатель сам осмысливает суть авторской позиции(в повести нет авторских ремарок -лишь пересказ событий и описание героев),Поэтому поучение носит опосредствованный характер.
Сегодня перед нами стоит трудная задача - понять глубинный смысл повести и ответить на вопросы:
1.Какой поучительный и общечеловеческий смысл вложен в повесть-притчу.
2.Почему повесть называют философской и символической?
Мы с вами уже почти закончили изучение предмета "человек и общество", где на уроках много рассуждали об общефилософских проблемах, вы можете пофилософствовать о месте человека в космосе, в природе, в обществе, жизни.
Обозначим темы для обсуждения повести "Старик и море"
1.Человек и общество
2.Человек и природа
3.Человек и вселенная
4.Человек и жизнь
Беседа  с учащимися по вопросам:
1.1.Можно ли сказать, что одиночество-болезнь ХХ века и почему?
1.2.Докажите, что старик Сантьяго одинок в природе и среди людей;
1.3.Докажите, что Хемингуэй не вкладывает пессимистического звучания в мотив одиночества (как это ни странно звучит)
1.4.Как вы понимаете последние слова произведения?
2.1.Проанализируйте сцену  нападения акул на пойманную стариком рыбу (старик-человек, море, рыба, акулы - природа )
2.2.Как старик относится к морским обитателям? Понимает ли он их поведение, в чём это проявляется?
2.3.Когда человек может ощутить себя счастливым в отношении с природой?
2.4.Всегда ли существует гармония в отношении человек-природа?
3.1.С помощью каких образов Хемингуэй изображает "стихии космоса"?
3.2.Опираясь на текст, докажите, что человек-это часть космоса.
4.1.Почему старик обращается к морю в женском роде?
4.2.то собой представляет жизнь человека. Всегда ли она складывается гладко?
4.3.Чем человек должен руководствоваться, чтобы побеждать в жизни?
4.Работа с ЛСК:
4.1.Какие основные проблемы осветил Э.Хемингуэй в повести "Старик и море"?
4.2.Какой философский смысл вложен в повесть?
4.3.Почему повесть "Старик и море" называют повестью-притчей
4.4.Попробуем выяснить, какие мысли Э.Хемингуэй вкладывал в подтекст повести?

5 Домашнее задание:
                                                                                                                                                                                                                                                                 
1.ЛСК(заполнить философский смысл) 2.Находить признаки притчи в повести.
6.Подведение итогов. Выставление оценок.






  

Комментариев нет:

Отправить комментарий